Четверг, 10.07.2025, 18:00
Приветствую Вас Гость | RSS | Регистрация | Вход
18:47 Официальный сайт мечети "Сдуаас ажы ылмани" :: Шамшадин значение слова | |
![]() ![]() Интервью с Шамшадин Керим ТурсыновичемИнтервью Ш.Керима, проректора университета «Нр-Мбарак», доктора филологических наук, профессора в качестве «Гостя портала». Биография Уважаемый, Шамшадин Турсынович! Благодарим Вас за то, что приняли наше приглашение и согласились ответить на интересующие нас вопросы. Прежде всего, хотелось бы узнать Ваше мнение о новом исламском портале, где Вы выступаете в качестве его гостя. Сегодня религиозная пропаганда ведется в различном формате. Раньше если агитация велась только в мечетях и через книги, то сейчас религиозной работе мощный толчок придает используемые в СМИ новые инструменты. В настоящее время любое слово с экрана телевидения моментально доходит до многомиллионной аудитории. Посредством всемирной паутины в режиме on-line предоставляется огромный поток информации, среди которых есть и немало деструктивного характера материалы, уводящие людей от истинного ислама. В связи с чем, считаю открытие исламского портала своевременным и очень полезным делом. Хочу, чтобы материалы нового портала отличались богатым содержанием, своей актуальностью и эксклюзивностью привлекали как можно больше посетителей сайта. В свою очередь, его работе мы готовы оказать всяческое содействие. Тем более, наш университет «Нр-Мбарак» давно находится в тесном сотрудничестве с «Фондом поддержки исламской культуры и образования». В частности, с помощью Фонда книги ученых университета издаются с большими тиражами и затем на бесплатной основе распространяются среди широкого круга населения республики. Между нами и Фондом заключено соглашение, согласно которому ежегодно для студентов факультета «Исламоведение» и магистрантам университета Фонд постоянно выделяют гранты. Кроме того, два года подряд по рекомендации ДУМК Фонд выделяет стипендии лучшим выпускникам медресе для бесплатного обучения в «Нр-Мбарак». Не остаются в стороне и наши ученые. Они приняли самое активное участие в подготовке на электронных носителях «Сборника лекций о традиционном Исламе в Казахстане». Ученые университета в составе агитационно-пропагандистских групп, организуемых по линии Фонда, также регулярно выезжают в регионы с лекциями на исламские темы. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об основных направлениях деятельности университета. Прежде всего, хочу отметить, что развитие отечественного духовного образования, центром которого является университет «Нр-Мбарак», находится на постоянном контроле Президента РК Н.А. Назарбаева. Как известно, наш университет создан по его указу, а 22 октября 2011 года он специально посетил университет и обратился к преподавателям и студентам с призывом: будущий религиозный деятель должен быть широким специалистом и помимо исламских предметов должен обладать и другими смежными знаниями в области истории, языка, культуры. По указанию Главы государства создаются все необходимые условия для студентов, чтобы они могли получить полноценное духовное образование. В частности, МОН сегодня ведет строительство общежития на 610 мест для студентов нашего университета. В свою очередь, сотрудники «Нр-Мбарак» ставят себе задачу подготовки высококвалифицированных имамов. Ежегодно председатель Духовного управления мусульман Казахстана, шейх, Верховный муфти Абсаттар хаджи Дербисали лично занимается вопросом распределения выпускников университета имами мечетей ДУМК. В текущем году 50 человек заканчивают специальность исламоведения. Конечно, сфера исламской деятельности не ограничиваются только мечетями. Телевидение, интернет, издательская сфера, научные и государственные органы, учебно-просветительные заведения все больше нуждаются в квалифицированных специалистах по исламской тематике. Нам нужно готовит специализированных научных кадров по Корану, хадисоведению, шариату, калам, исламской философии, истории, экономики. С этой целью в университете для специальностей арабская филология и религиоведения наряду с действующей магистратурой теперь открыта докторантура. Сейчас ожидаем специального разрешения на своевременное осуществление в этом новом учебном году приема людей в магистратуру и докторантуру по исламоведению. Надеемся, что по перечисленным трем специальностям уже в этом году будет выделен грант – государственный заказ на магистратуру и докторантуру. Следует подчеркнуть, что назначение в докторантуре вторым научным руководителем зарубежного квалифицированного профессора – требование Министерства науки и образования РК. Недавно вернулся из государства Катар. Там я заметил, что, будучи арабской страной, из-за отсутствия своих специалистов здесь по различным направлениям исламоведения в основном работают кадры других исламских государств. Преобладающее большинство при этом составляет египетские ученые. И пока в достаточном количестве не подготовим своих специалистов, мы также вынуждены будем прибегать к помощи посторонних. Сейчас у нас в университете преподают 18 египетских ученых, многие из которых имеют ученые звания. Мы постоянно обращаемся египетской стороне с просьбой, чтобы их преподаватели в обязательном порядке имели ученые званиями. Выразили также пожелание значительно увеличить, начиная с этого года, количество профессоров для обучения докторантов. Судя по всему, подготовка религиозных кадров в единственном в Казахстане исламском высшем учебном заведении ведется на довольно хорошем уровне. Но, не секрет, что в повседневной работе возникают и немало нерешенных проблем. Что можете сказать по этому поводу? Общеизвестно, именно мы первыми в стране получили возможность подготовки высококвалифицированных религиозных кадров. Тем самым, для молодежи создали все условия на получения глубокого знания у себя дома, не выезжая за пределы страны. На то были свои причины. Скажем, почему, молодежь в общей массе стремилась в арабские религиозные учебные заведения? Потому что она хотела получить религиозное образование у лучших ученых-теологов, слушать уроки непосредственно на ниспосланном Всевышним языке Коране и таким образом утолить собственную жажду знания. Вследствие этого и во многом благодаря снятию искусственных преград по прохождению границ в первые годы независимости молодежь стала группами выезжать на учебу в Египет. Однако, по истечении 20 лет из этой молодежи совсем немногие вернулись с университетскими дипломами. Это было связано с требованиями принимающей стороны. Дело в том, что оказавшаяся в другой языковой среде наша молодежь до высшего учебного заведения обязана была пройти языковой курс в объеме подготовительной, начальной и средней школ. Что, естественно, не всем это было под силу. Положение усложнилось еще и тем, что официальными органами страны зарубежные дипломы зачастую не признаются. Ибо выпускник обязательно должен пройти нострификацию в Министерстве науки и образования. При приеме на работу присутствует также фактор настороженного отношения к лицам, получившим религиозное образование за рубежом. Именно с учетом этих нюансов мы и выстраиваем свои учебные планы, что позволяет нашей молодежи без проблем за четыре года получить сертифицированный диплом о высшем теологическом образовании. По большому счету, при направлении не совсем окрепшего молодого человека на учебу в зарубежные страны необходимо проявлять большую осторожность. В соседней России имеются немало исламских университетов, и мне удалось побывать на всех этих учебных заведениях. Наличие высших учебных заведений религиозного направления не только в Москве, но и в Татарстане, Башкортистане, Дагестане, а также в других регионах Северного Кавказа показывает, какое значение Россия придает к этому вопросу. Мне приходилось принимать участие на торжественном открытии Исламского университета в Грозном. Я тогда узнал, что, оказывается во время войны в Чечне, ввели запрет на религиозные учебные заведения. Из-за чего чеченская молодежь толпами отправилась в арабские страны, а это в конечном итоге обернулось для России сильной головной болью, и потому решили обучать горячих чеченских парней непосредственно в местных религиозных учебных заведениях. Следует заметить, что на строительство великолепного здания Исламского университета, также как и на сооружение огромной мечети на центральной площади необходимые средства были выделены из федерального бюджета по личному распоряжению Путина. В целом, подготовка религиозных кадров требует очень внимательного и тонкого подхода. О том, что подобная в России ситуация была в ранний период и в Турции, мне рассказал директор департамента по религиозному образованию, профессор Ирфана Айжана. После 1924 года, когда религия была отделена от объявленного светским государства, закрылись учебные заведения по обучению на имам-хатиба. И за 20-летний период прекращения подготовки кадров у себя, власть, хотя и поздно, но поняла свою ошибку в том, что, насколько опасна иметь отечественных специалистов с чужим менталитетом. Во избежание подобного в дальнейшем и в целях исправления ситуации правительство полностью взяло на себя ответственность нести все расходы на подготовку религиозных кадров. В настоящее время в Турции имамов мечетей готовят не только в государственных учебных заведениях, но также им по линии государства предусмотрена соответствующая зарплата. Ну, а как обстоять дела у нас? Вопрос подготовки религиозных кадров в своих учебных заведениях стал в повестку дня еще в конце двадцатых годов прошлого века. В архивных документах ознакомился сведениями, как яркие представители казахского народа Темирбек Жургенов и Смагул Садуакасов упорно стремились к открытию в республике религиозных учебных заведений. К сожалению, не всем сегодня известно, что упомянутые деятели, осознав подготовку кадров самой важной политикой, смело доказывали о необходимости осуществления этой работы непосредственно у себя несмотря ни на какие трудности, они же приложили немало усилий по реализации своих замыслов. В высказываниях Садуакасова встречаются интересные факты. Я впервые узнал и удивился, встретив неизвестные стороны жизни просветителя Ибрая, всегда ратующего за обучение русскому языку всего казахского населения и написавшего на кириллице книгу. Только узнав крик души просветителя, мне стало понятно, почему именно Алтынсарин одним из первых написал книгу по разъяснению основ ислама, для чего 99 муллам поручил заняться с его похоронами по мусульманскому обычаю. Хоть и поздно, он понял, что, только распространяя ислам ханафитского мазхаба, можно защитит свой народ от духовного порабощения российской империи, от повального обращения казахов в христианскую веру, и убедился в миссионерстве своих «друзей» профессоров. Что касается сегодняшней ситуации, то открытие университета «Нр-Мбарак» во многом способствует в решении кадровой проблемы и нам в этом помогают квалифицированные специалисты из Египта. Ректор нашего университета Махмуд Фами Хижази имеет равную академическую практику запада и востока, является широко известным в арабском мире ученым. Как специалист высокой квалификации доктор наук Ата ас-Сыбанти возглавляет главную кафедру университета – кафедру «Исламоведения». Одновременно наряду с преподаванием фи, усул-фи, он также написал множество книг и ряд исследовательского характера статей. Многие из них переведены на казахский язык непосредственно силами учеников самого Ата ас-Сыбанти. Лекции неутомимого Ата ас-Сыбанти для студентов очень привлекательны и качественны, и он всегда готов отвечать на любые вопросы своих учеников. Как разносторонний специалист он постоянно готов подать руку помощь в решении любых вопросов. К примеру, в исламоведении есть предметы, как, например, усул-фи, обучать которому у нас в Казахстане специалистов просто нет. Но благодаря Ата ас-Сыбанти нам удалось решить эту казалось бы неразрешимую проблему. Кроме того, казахских студентов и магистров через дипломные работы он обучает к навыкам перевода арабских текстов непосредственно из первоисточников. Одним словом, своим хорошим ислам ахлагом, миловидным характером он дарит доброе настроение окружающим. Широкий доступ в исламский мир породил и ряд проблем. Не секрет, что среди окончивших зарубежные религиозные учебные заведения немало тех, кто в своей вере придерживается радикальных взглядов. Кроме того, из-за наличие разных течений в религии возникает проблема аида, что в свою очередь требует от преподавателей глубокого знания, способствующие рассеять всякие сомнения и указать заблудившимся единственно правильный путь. Ведь нашу молодежь переубедить можно только вескими аргументами, чем сейчас занимаются Мухаммед Махфуз и Рида ад-Дакики, которые по завершении Аль-Азара здесь защитили свои докторские диссертации по проблемам сферы аида. А доктора наук Абдрахман Саат в области арабской литературы, Мухаммед Ризки – педагогики и грамматики, Абдулазиз Нашат – по методике обучения арабскому языку являются крупными специалистами и их знания всегда востребованы. Большое спасибо за содержательное интервью. Источник: sunna.kz | |
|
Всего комментариев: 0 | |